Изменения в 2024 году в сфере управления МКД
- Подробности
- Категория: Нормативно-правовая информация
- Обновлено: 17.09.2025 16:55
- Опубликовано: 17.09.2025 16:55
- Просмотров: 2
1. Обязали уплачивать страховые взносы с вознаграждения совету МКД
Теперь с вознаграждения совету МКД необходимо будет в обязательном порядке уплачивать страховые взносы.
Решение о выплате вознаграждения членам совета МКД и его председателю принимают на ОСС (ч. 8.1 ст. 161.1 ЖК). Собственники определяют размер, условия и порядок выплаты вознаграждения. Такие выплаты начисляет УО. В настоящее время с вознаграждения совету МКД не всегда списываются страховые взносы, члены совета только обязаны уплачивать НДФЛ в размере 13 процентов.
Согласно изменениям к объектам обложения страховыми взносами относят выплаты в рамках трудовых отношений, в том числе вознаграждения в пользу членов совета МКД.
На практике это выглядит так. Собственники утвердили размер вознаграждения председателю совета МКД в размере 10 000 руб. Из них 13% необходимо уплатить подоходного налога и 30% страховых взносов. Итого председатель совета МКД «на руки» получит 5 700 руб.
Если ранее с вознаграждения не уплачивали страховые взносы, то выплаты членов совета уменьшатся. Чтобы повысить размер вознаграждения, необходимо провести общее собрание собственников.
Основание: Закон от 31.07.2023 № 389-ФЗ. Изменения прописали в статье 420 НК.
Дата вступления в силу: 1 января 2024 года.
2. Установили штрафы для гарантирующих поставщиков электрической энергии и сетевых организаций за невыполнение обязанности по установке, замене и допуску в эксплуатацию приборов учета электрической энергии
Основание: Закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
3. Уточнили правила ввода лифтов в эксплуатацию после установки, замены и модернизации.
Кабмин существенно упростил и ускорил процесс приёмки лифтов после модернизации или замены. С марта 2023 года эту процедуру будут проводить УО и ТСЖ, а Ростехнадзор – регистрировать оборудование. Непосредственное участие ведомства не потребуется.
Соответствующее постановление Правительства РФ от 30.11.2022 № 2166 опубликовано на портале правовой информации. Им вносятся изменения в Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, утверждённые постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 № 743.
По действующим правилам после замены оборудования его владелец – УО, ТСЖ, кооператив – должны собрать необходимый пакет документов и пригласить на ввод лифта в эксплуатацию инспектора Ростехнадзора. Иногда визита приходится ждать несколько недель или дольше, что затягивает пуск подъёмника.
Согласно ПП РФ № 2166, с марта 2023 года ввод лифта в эксплуатацию после замены или модернизации будут проводить сами управляющее организации. Они должны собрать пакет документов на оборудование, в том числе от компании-подрядчика, и испытать лифт, а затем подписать акт ввода. Все документы будет необходимо сдать в Ростехнадзор, и ведомство обязано поставить оборудование на учёт. При этом УО или ТСЖ вправе привлечь к процедуре специализированную компанию.
В то же время Госдума РФ готовит ко второму чтению законопроект № 143986-8, чтобы вернуть Ростехнадзору полномочия по проведению контроля за работой лифтов, в том числе в многоквартирных домах. Такой надзор отсутствует в России с июля 2021 года.
Основание: ГОСТ Р 55969-2023 «Лифты. Ввод в эксплуатацию. Общие требования»
(утв. и введен в действие приказом Росстандарта от 10.10 2023 № 1094-ст)
4. Правительство утвердило положение о лицензировании четырех видов услуг – дезинфекции, дезинсекции, дератизации, а также камерной дезинфекции и дезинсекции.
Такое постановление от 20.03.2024 № 337 опубликовано 20 марта. Оно вступило в силу 1 сентября 2024 года и будет действовать до 1 сентября 2030 года.
Положение определяет в том числе:
• лицензирующие органы и органы, которые отвечают за лицензионный контроль, – территориальные органы Роспотребнадзора;
• лицензионные требования к соискателю лицензии и их грубые нарушения;
• порядок получения лицензии и внесения изменений в реестр лицензий.
• контрольные и профилактические мероприятия в отношении лицензиатов.
Приложения к положению содержат перечень оборудования и технических средств, которые необходимы для оказания услуг, а также перечень средств индивидуальной защиты для дезинфектора.
Основание: Федеральный закон от 26.02.2024 № 22-ФЗ
О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" и статью 44 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
5. Дополнили порядок привлечения регоператором капремонта МКД подрядных организаций, а также закупок товаров, работ, услуг для капремонта.
В частности, добавлено требование к участникам предварительного отбора об отсутствии в отношении них в течение года до даты рассмотрения заявок на участие в таком предварительном отборе решения об исключении из реестра квалифицированных подрядных организаций в случае:
• судимости за преступления в сфере экономики;
• уклонения участника электронного аукциона от заключения договора о проведении капитального ремонта;
• выявления недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных участником предварительного отбора, включенным в реестр квалифицированных подрядных организаций.
Помимо этого, данным постановлением:
• дополнены случаи, при которых информация о подрядной организации исключается из реестра квалифицированных подрядных организаций;
• установлено, что заявка на участие в электронном аукционе не допускается к участию в таком аукционе в случае применения к подрядной организации мер дисциплинарного воздействия в виде приостановления права выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства.
Основание: «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г. № 615»
6. Определили порядок, условия и объем выполнения работ по управлению МКД.
С 1 марта 2024 года начинает действовать ГОСТ Р 56038-2023 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги управления многоквартирными домами. Общие требования». Данный стандарт определяет порядок, условия и объем выполнения работ по управлению МКД, среди них в том числе:
• хранение, ведение и передача технической документации на МКД;
• подготовка предложений по вопросам проведения капремонта;
• организация оказания услуг и выполнения работ по текущему содержанию и текущему ремонту общего имущества;
• организация предоставления коммунальных услуг;
• взаимодействие с собственниками и раскрытие информации о деятельности по управлению МКД.
Стандарт содержит такие шаблоны документов, как акт приема-передачи технической документации на МКД, журнал осмотра общего имущества, состав общего имущества, а также указана рекомендуемая периодичность проведения осмотра общего имущества.
К стандартам сферы ЖКХ, которые Ростехнадзор включил в свою работу, относятся в том числе:
• «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управление многоквартирными домами. Оценка качества выполняемых работ, оказываемых услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме»;
• «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управление многоквартирными домами. Формирование цены договора управления в части выполнения работ, оказания услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме»;
• «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Общие требования»;
• «Автоматизация систем учета и управления энергоресурсами в многоквартирных домах»;
• «Повышение энергосбережения и энергетической эффективности в многоквартирных домах»;
• «Системы водоснабжения и водоотведения. Требования к эксплуатации»;
• «Канализационные очистные сооружения. Эксплуатация. Технологический регламент эксплуатации. Требования к содержанию, оформлению, разработке и утверждению»;
• «Игровые и дрессировочные площадки для собак: оборудование и покрытия. Содержание таких площадок».
Программу национальной стандартизации формируют в соответствии с ГОСТ Р 1.14-2017. Работы по стандартизации ведут на основе законов от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и от 29.03.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». К документам по стандартизации, помимо ГОСТов, относят общероссийские классификаторы, стандарты организаций, своды правил и технические спецификации, отметили в Ростехнадзоре.
По общему правилу ГОСТ носит рекомендательный характер, его применяют на добровольной основе. ГОСТ становится обязательным для изготовителей продукции и исполнителей работ, если они публично заявляют о соответствии стандарту. Например, когда ГОСТ обозначили в маркировке, эксплуатационной или другой документации (п. 1, 3 ст. 26 Закона о стандартизации).
7. Установили правила, по которым УО готовит для собственников помещений предложение о содержании и текущем ремонте общего имущества
С 1 марта 2024 года управляющие организации и ТСЖ при подготовке предложений по содержанию и ремонту общего имущества в МКД смогут пользоваться новым ГОСТом. В конце сентября его утвердил Росстандарт, указав, что правила применения документа прописаны в ст. 26 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ.
ГОСТ Р 70773-2023 утверждён приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14.09.2023 № 833-ст и входит в группу ГОСТов по управлению МКД.
Данный стандарт поможет УО и ТСЖ выполнять требования п. 31 Правил № 491: обязанность представить собственникам предложение о размере платы за содержание жилого помещения.
Согласно п. 4.3 ГОСТ Р 70773-2023, подготовка предложения включает:
• разработку перечня работ и услуг;
• определение их стоимости, её расчёт и обоснование;
• подготовку проекта перечня и вариантов передачи общего имущества в пользование третьим лицам;
• расчёт размера платы за содержание жилого помещения для утверждения его на ОСС;
• ознакомление собственников с проектом перечня и расчётами.
Форма, в которой управляющая организация или ТСЖ должны преподнести предложения собственникам, прописана в разд. 7 и приложении «А» ГОСТа.
В разд. 5 ГОСТ Р 70773-2023 приведены требования к техническому обоснованию предложения УО по содержанию и текущему ремонту МКД, а в разделе 6 – к экономическому.
8. Обновлен перечень вопросов для квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата претендующему для получения квалификационного аттестата.
Приказ Минстроя России от 04.07.2024 N 443/пр"О внесении изменения в приложение N 4 к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 декабря 2014 г. N 789/пр" (Зарегистрировано в Минюсте России 09.08.2024 N 79080) начало действия документа 01.09.20204г.
9. Установлено в Правилах №491, что сети связи не включаются в состав общего имущества МКД.
Изменения направлены на реализацию Федерального закона от 06.04.2024 N 67-ФЗ, которым установлено, что сети связи, необходимые для оказания услуг связи собственникам помещений в многоквартирном доме или нанимателям жилых помещений по договорам социального найма, не относятся к общему имуществу в многоквартирном доме, которое принадлежит собственникам на праве общей долевой собственности.
Постановление Правительства РФ от 14.09.2024 N 1256
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491" начало действия документа 26.09.2024г.
10. Правительством утверждена Концепция подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2035 года
Документ разработан в целях совершенствования формирования и укрепления кадрового потенциала строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства для обеспечения эффективности национальной экономики, содействия достижению национальных целей.
Концепция определяет цели, задачи, инструменты и механизмы реализации государственной политики РФ в области подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства. Она является основой для организации деятельности образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования, осуществляющих подготовку кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства.
В качестве ключевых направлений, определяющих развитие системы подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, названы, в частности, следующие:
разработка и внедрение образовательных программ для подготовки специалистов, обладающих навыками применения принципов бережливого производства и инструментов, повышающих производительность труда;
акцент на интерактивные методы обучения и реализация возможностей проектной работы в междисциплинарных командах;
расширение использования инструментов виртуальной и дополненной реальности, а также технологий с применением искусственного интеллекта;
массовое внедрение дистанционных образовательных технологий и электронного обучения как вспомогательного инструментария;
внедрение модели "Цифровой университет" ("Цифровой колледж") и др.
Распоряжение Правительства РФ от 28.10.2024 N 3030-р
«Об утверждении Концепции подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства» начало действия документа с 28.10.2024г.
11. Изменен порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Уточняется, что основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является его аварийное техническое состояние, установленное в соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ 31937-2024 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" на основании выводов юридического лица - члена СРО об отнесении технического состояния многоквартирного дома к аварийной категории технического состояния, обоснованных соответствующими поверочными расчетами несущей способности конструкций или основания фундаментов.
При определенных условиях аварийное техническое состояние многоквартирного дома, количество этажей в котором не превышает двух, может быть установлено без применения указанного межгосударственного стандарта.
Предусмотрено, что заключение специализированной организации, содержащее выводы о наличии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, должно быть подписано специалистом по организации инженерных изысканий, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов.
Постановление Правительства РФ от 19.10.2024 N 1396
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47" начало действия документа 02.11.2024г.
12. Ужесточается контроль за проведением капремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Установлено, что работы по капремонту общего имущества в многоквартирном доме выполняются на основании договора строительного подряда, заключенного с ИП или юридическими лицами, являющимися членами СРО в сфере строительства, за исключением лиц, указанных в пункте 1 части 2.2 статьи 52 ГрК РФ.
Кроме того, предусмотрен строительный контроль в процессе проведения капремонта общего имущества за счет средств, формируемых на специальном счете, счете, счетах регионального оператора. Такой контроль проводится исполнительным органом субъекта РФ или подведомственным учреждением в случае принятия субъектом РФ решения о проведении в многоквартирных домах строительного контроля. В этом случае в договоре строительного подряда указывается, что строительный контроль проводится уполномоченным органом, за исключением случая, если собственники помещений выбрали способ формирования фонда капремонта на специальном счете и общее собрание собственников приняло решение об отказе от проведения строительного контроля уполномоченным органом.
Если субъект РФ не принял указанное решение либо общее собрание собственников приняло решение об отказе от проведения строительного контроля уполномоченным органом, то строительный контроль в процессе проведения капремонта проводится в соответствии со статьей 53 ГрК РФ.
Уточняется, что уведомление о выбранном собственниками помещений способе формирования фонда капремонта, которое владелец специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора, должно отражать сведения о направлении в орган государственного жилищного надзора подлинника протокола общего собрания собственников помещений.
Уточнены перечень документов, которые предоставляются владельцем специального счета в банк для совершения операций по перечислению со специального счета денежных средств в адрес лиц, оказывающих услуги или выполняющих работы по капремонту.
В случае формирования фонда капремонта на специальном счете решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капремонта должно быть определено лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено заключить договор строительного подряда для выполнения работ по капремонту.
Одновременно в статье 53 ГрК РФ предусмотрено, что строительный контроль в процессе проведения капремонта объекта капстроительства, являющегося многоквартирным домом, проводится с учетом особенностей, установленных жилищным законодательством.
(Федеральный закон от 08.08.2024 N 238-ФЗ) Начало действия документа - 01.09.2024г.
13. Урегулированы вопросы, касающиеся технического обследования многоквартирного дома при реализации программы капремонта.
В целях обеспечения своевременного проведения капремонта общего имущества в многоквартирных домах, включенных в региональную программу капремонта, оценки соответствия технического состояния таких многоквартирных домов и их систем инженерно-технического обеспечения нормативным требованиям, установленным законодательством РФ о техническом регулировании, а также определения возможности дальнейшей эксплуатации таких многоквартирных домов или установления необходимости проведения капремонта с определением перечня и объема услуг или работ по капремонту может проводиться обследование технического состояния таких многоквартирных домов.
Обследование проводится в порядке, предусмотренном законодательством РФ о техническом регулировании, юридическими лицами, являющимися членами СРО.
Обследование может быть проведено на основании правового акта субъекта РФ за счет средств субъекта РФ в случае, если соответствующие средства предусмотрены законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ.
Обследование может быть проведено на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятого большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, за счет средств собственников помещений в таком многоквартирном доме.
Результаты обследования многоквартирного дома, включенного в региональную программу капремонта, являются основанием для внесения изменений в указанную программу.
Обследование технического состояния многоквартирного дома проводится в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, юридическими лицами, которые являются членами СРО, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, или членами СРО, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации.
Органы государственной власти субъекта РФ вправе принять нормативный правовой акт о порядке проведения государственного мониторинга технического состояния многоквартирных домов, в рамках которого уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ собирает, систематизирует и анализирует информацию о техническом состоянии многоквартирных домов и динамике изменений такого состояния.
Очередность проведения капремонта будет определяться в региональной программе капремонта в том числе исходя из результатов обследования технического состояния многоквартирных домов, если такое обследование было проведено.
Урегулированы вопросы проведения капремонта общего имущества в многоквартирном доме в целях восстановления технического состояния этого многоквартирного дома в объеме, необходимом для ликвидации последствий аварии или иной ЧС.
(Федеральный закон от 27.11.2023 N 561-ФЗ) Начало действия документа - 01.09.2024г.
14. Уточняются лицензионные требования к организациям, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами.
В частности, такими лицензионными требованиями для получения лицензии будут являться:
- отсутствие у учредителя (участника) лицензиата (соискателя лицензии) неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
- отсутствие в реестре дисквалифицированных лиц информации об учредителе (участнике) лицензиата (соискателя лицензии);
- непривлечение к административной ответственности лицензиата (соискателя лицензии) за грубое нарушение лицензионных требований в течение 3 лет, предшествующих дате получения лицензии, дате продления срока ее действия;
- отсутствие в ЕФРСБ информации о банкротстве юридического лица, которое управляло многоквартирными домами и должностными лицами или учредителями которого являлись должностные лица или учредители соискателя лицензии, в течение 3 лет, предшествующих дате обращения за лицензией.
(Федеральный закон от 25.12.2023 N 662-ФЗ) Начало действия документа - 01.09.2024г.