Тарифы за содержание жилья должны быть экономически обоснованы

1

Отказ жителей многоквартирного дома от повышения размера платы на содержание жилого помещения влияет, в конечном счете, на качестве обслуживания дома управляющей организацией

Проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства достаточно и их решение требует длительного времени и больших финансовых средств. Граждане часто и во многом справедливо жалуются на рост платежей за коммунальные услуги, критикуют управляющие организации за некачественно предоставляемые услуги. Однако следует понимать, что на качество обслуживания домов управляющими организациями серьезно влияют их финансовые возможности.

К сожалению, сегодня обслуживание многоквартирных домов (МКД) для управляющих организаций убыточно из-за низких размеров платы за содержание жилья и задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги. Тарифы на энергоресурсы ежегодно растут, увеличивается стоимость строительных, горюче-смазочных материалов, инвентаря, услуг сторонних организаций, оказывающих специализированные услуги по содержанию жилья. В то же время рост размера платы за содержание и ремонт жилищного фонда, т.е. услуги, которые предоставляют непосредственно управляющие организации, находится ниже уровня инфляции. Если тарифы на коммунальные услуги утверждаются Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам (ГК по тарифам РБ), то размер платы за содержание жилых помещений  утверждается самими собственниками помещений на общем собрании и, как правило, остается неизменным, а иногда и уменьшается. При этом тарифы на коммунальные услуги, утвержденные ГК по тарифам РБ, постоянно увеличиваются. В частности, с 2011 года тариф за отопление увеличился в 2,9 раза, за горячее водоснабжение – в 4,4 раза, а за холодное – в 2,3 раза. При этом размер средней платы за содержание жилья за указанный период увеличился в 1,2 раза, а по некоторым домам остался неизменным.

Ситуация осложняется еще и тем, что долги жителей за все виды услуг, в том числе и коммунальных, ложатся на плечи именно управляющих организаций. Сегодня задолженность населения за ЖКУ составляет более 2-х млрд. рублей. Если жители заплатили за энергоресурс не в полном объёме, то управляющая организация обязана перечислить ресурсоснабжающим организациям  (РСО) за весь фактически поставленный ресурс за счет средств, предназначенных на содержание дома и текущий ремонт. В итоге страдают  жители дома – отсутствие у управляющей организации финансовых средств, не позволяет ей содержать МКД в надлежащем порядке и проводить дополнительные ремонтные работы. Следует отметить, что из тех денег, которые собственники платят за жилищно-коммунальные услуги, управляющей организации остается всего от 17 до 21%. Для надлежащего содержания жилищного фонда, своевременного и качественного оказания жилищными организациями услуг, доведения заработной платы слесарей-сантехников и дворников до более достойного уровня, необходимо повышение платы за содержание жилья минимум на 20-30%.

Требования к содержанию общего имущества в МКД, регулируются Жилищным кодексом РФ и Правилами содержания общего имущества в МКД. Согласно пунктам 17 и 35 Правил собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.  При этом перечень услуг и работ должен быть утвержден исходя из требований, установленных Правилами и Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. №290 («об утверждении Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД»). Важно отметить, что собственники помещений не имеют права уменьшать виды и объемы работ, которые отражены в Минимальном перечне, а управляющая организация не вправе отказаться от указанных в перечне работ. По согласованию с управляющей организацией собственники могут заказать дополнительные услуги и работы (например, охрану дома, содержание придомовой парковки и т. п.)

Накопившиеся проблемы возможно решить достижением баланса интересов между собственниками жилья, управляющими организациями и РСО.  Следует учесть, что оплата труда работников, обслуживающих жилищный фонд, включается в состав затрат по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда. Жилищные предприятия не имеют реальной возможности повышать зарплату своим работникам, она остается крайне низкой и является причиной неукомплектованности кадров. Если размеры платы на содержание жилого помещения и за коммунальные услуги будут увеличиваться пропорционально затратам, то и качество оказываемых услуг управляющими организациями станет на порядок выше.