Досудебные меры по работе с задолженностью за жилищно-коммунальные услуги

       Несоблюдение собственниками жилья сроков своевременной и полной оплаты за пользование коммунальными услугами (на основании статьи 155 ЖК РФ) предоставляет право управляющей компании применять различные меры борьбы с неплательщиками

       Современный мир устроен так, что при наличии достаточных денежных средств можно приобрести любой товар или услугу. Приезжая в магазин или на автомойку мы платим деньги и получаем то, что нам необходимо на текущий момент.

       А теперь представьте, что в этой правильной цепочке что-то пойдет не так, и Вы получите свой товар или услугу не сразу после оплаты, а через неделю, месяц или даже год. Конечно же, это не приемлемо. Поэтому Вы постараетесь сделать все возможное, в рамках действующего законодательства, чтобы получить оплаченное вовремя.

       В системе поставки коммунальных ресурсов в многоквартирные дома все происходит примерно по той же схеме. Ресурсоснабжающая организация поставляет коммунальную услугу в дом и выставляет за это счета, причем в полном объеме. Казалось бы, все предельно ясно и понятно, сколько ресурсов потребил столько и должен оплатить. Но не все так просто.

Согласно ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации все собственники и наниматели жилых и нежилых помещений обязаны ежемесячно вносить плату за жилищные и коммунальные услуги. Однако в каждом доме есть собственники (наниматели) помещений, которые по той или иной причине не оплачивают ЖКУ, либо оплачивают не полностью и не в установленный срок. За этих граждан с поставщиками коммунальных услуг рассчитываются управляющие организации. Учитывая, что недостающие средства оплачиваются из других денег, поступивших от добросовестных собственников помещений дома, управляющие организации вынуждены применять к должникам меры досудебного и судебного воздействия, что в свою очередь приводит к недовольству данных граждан.

       О законности и правомерности этих мер постараемся разъяснить в этой статье.

Граждане либо юридические лица, которые своевременно и в полном размере не вносят платежи за коммунальные услуги, попадают в категорию неплательщиков. Если же это происходит более шести месяцев, возможны серьезные проблемы вплоть до выселения из жилплощади.

Сроки и порядок уплаты определены Жилищным кодексом РФ. Несоблюдение сроков своевременной и полной оплаты за пользование коммунальными услугами (на основании статьи 155 ЖК РФ) предоставляет право управляющей компании применять различные меры борьбы с неплательщиками.

Если собственник либо наниматель жилого помещения не внес вовремя и (или) не в полном объеме оплату за услуги, к нему применяется первая мера воздействия. Это начисление пени. Согласно определению, это штрафная санкция за невыполнение обязательств. Размер пени зависит от ставки рефинансирования и составляет 1/300 от нее с 31 по 90 день за каждый день просрочки и 1/130 после 90-го дня. 

Следующий платежный документ за коммунальные услуги придет с начисленной пеней. Оплатить придется и счет, и пеню. Если этого не сделать, то управляющая организация направит уведомление о долге с предложением погасить его. К сожалению, внимают данной рекомендации далеко не все. Тогда управляющая компания вынуждена прибегнуть к ограничению (приостановлению) подачи услуг. Данное право исполнителя коммунальных услуг регламентировано ч. 1 ст. 157 ЖК РФ; пп. "д" п. 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354.

При ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи определенного коммунального ресурса и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток. При приостановлении предоставления коммунальной услуги временно прекращается подача определенного коммунального ресурса. Одновременно исполнитель обязан опломбировать соответствующее оборудование, которым пользуется потребитель-должник.

Порядок ограничения и приостановления предоставления коммунальной услуги следующий (если иное не предусмотрено договором о предоставлении коммунальных услуг):

1) исполнитель направляет потребителю предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности в течение 20 дней со дня доставки предупреждения предоставление коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения.

Уведомление потребителя может осуществляться одним из следующих способов (п. 2 (1), пп. "а" п. 119 Правил N 354):

- вручение предупреждения (уведомления) под расписку;

- направление предупреждения (уведомления) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;

- включение текста предупреждения (уведомления) в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги;

- иным способом, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе посредством передачи сообщения на мобильный телефон, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной системе ЖКХ либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет;

2) если потребитель не погасил задолженность в течение установленного в предупреждении срока, исполнитель при наличии технической возможности ограничивает предоставление указанной в предупреждении коммунальной услуги (пп. "б" п. 119 Правил N 354);

3) если потребитель не погасил задолженность по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги или если отсутствует возможность ввести ограничение предоставления коммунальной услуги, исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения (пп. "в" п. 119 Правил N 354).

Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение двух календарных дней со дня полного погашения задолженности и оплаты расходов исполнителя по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги потребителем.

Исключение составляет поставка газа, которая возобновляется в течение пяти рабочих дней со дня получения поставщиком газа письменного уведомления о погашении задолженности (п. 120 Правил N 354; п. 48 Правил поставки газа, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549).

Все вышеуказанные действия управляющих компаний относится к досудебным способам взыскания задолженности. Однако если эти меры не помогли и долги жителями не погашаются, компания, обслуживающая дом, может обратиться с иском в суд. В этом случае речь уже будет идти о взыскании в судебном порядке.

Во избежание неприятностей, связанных с вынужденными мерами как досудебного, так и судебного характера, принимаемыми в отношении задолжников, призываем собственников помещений своевременно и в полном объеме оплачивать жилищно-коммунальные услуги.