О росте тарифов ЖКХ

1 июля 2014 года произошло плановое изменение тарифов на коммунальные услуги. Они утверждаются постановлениями Государственного комитета РБ по тарифам по каждой ресурсоснабжающей организации в рамках предельных уровней, ежегодно устанавливаемых Федеральной службой по тарифам отдельно по каждому региону. С конкретными тарифами, принятыми по муниципальным образованиям, можно ознакомиться на официальном сайте Госкомитета по тарифам в базе тарифных решений (tariff.bashkortostan.ru)*.

Ставки тарифов на коммунальные услуги устанавливаются региональными органами власти, согласно методике, утвержденной Федеральной службой по тарифам. В Башкортостанеорганом, утверждающим тарифы на коммунальные услуги, является Государственный комитет РБ по тарифам.

Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам
с 1 июля 2014 г. установлены тарифы для населения на услуги:

- холодная вода – 18,50 руб./м³,

- водоотведение – 14,50 руб./м³,

- горячая вода, в. т.ч.

компонент на холодную воду (с НДС) – 18,50 руб./м³,

компонент на тепловую энергию (с НДС) – 1552,32** руб./Гкал,

- тепловая энергия – 1552,32 руб./Гкал,

- электроэнергия – 2,35 руб./кВтч,

- природный газ – 4,72 руб./м³.

**В соответствии с совместным письмом МЖКХ РБ, Государственного комитета РБ по тарифам, Государственного комитета РБ по жилищному надзору от 05.06.2014г. № МШ-10/2261 измененный тариф на тепловую энергию при начислении платы за отопление применяется с начала нового отопительного сезона (2014-2015гг.).

По данным Минстроя доля оплаты жилищно-коммунальных услуг в структуре расходов россиян составляет в среднем 10%.В странах Европы этот показатель достигает 18%, в США – 16%, самый низкий – 11,5% – в Литве.

Каковы причины повышения тарифов за тепло и горячую воду? Для производства тепла используется газ. Рост оптовых цен на газ ежегодно составляет 15%. Газ, помимо собственно газовых плит, это большая часть тепла в наших домах, горячее водоснабжение и 70% электроэнергии.

Ветхость коммунальных сетей и необходимость их ремонта является одной из основных причин повышения тарифов, и решить эти проблемы «одним взмахом руки» вряд ли возможно.

Все понимают, что модернизация требует вложений, но за счет чего она может идти? Если раньше доля цены на энергоресурсы в тарифе была 35%, и предприятие имело возможность и средства на вложения в развитие систем отопления, модернизацию, то сейчас в тарифе газ, электричество, топливо и вода составляют примерно 80%! В такой ситуации можно говорить только о необходимых аварийных работах и вспоминать о модернизации, как о несбыточноймечте. Модернизация может идти быстро, а может идти медленно. В Уфеона идет медленно, но это как дамба без ремонтов, которая может лопнуть, и этот вал накроет нас всех. При этом никто даже не задумывается, что стоимость техобслуживания старых сетей стоит не меньше, а то и больше платы за отоплениеи водоснабжение.

4 августа 2014 г. Правительством РБ принято постановление №367 от 04.08.2014 г. «О порядке предоставления гражданам в Республике Башкортостан адресной социальной выплаты в связи с необходимостью соблюдения установленных ограничений роста совокупной платы граждан за коммунальные услуги во втором полугодии 2014 года». Каждый житель нашей республики имеет право на получение адресной социальной выплаты, чтобы компенсировать разницу между установленным для нашей Республики предельным уровнем роста тарифов на коммунальные услуги и тарифом, установленным республиканским Комитетом по тарифам. Республика берет на себя выплату жителям этой разницы.

Чтобы защитить граждан, государство сдерживает не только предельный рост тарифов, но и изменение совокупной платы жителей за коммунальные услуги. Сегодня законодательно введен механизм ограничения повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные ресурсы, который заключается в установлении предельных (максимальных) индексов изменения величины платы. То есть на территории муниципального образования (город, сельское поселение и так далее) платеж граждан за весь набор потребленных коммунальных услуг не может вырасти более чем на установленный индекс. При этом в отдельных муниципальных образованиях максимальное изменение платы может превышать установленные на федеральном уровне по конкретному региону ограничения. Такое решение возможно, если проведена процедура его согласования с представительными органами местного самоуправления конкретного муниципального образования. На период с 1 июля 2014 года по 2018 год Правительством России в среднем по всем субъектам РФ установлены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов. В рамках этих показателей Распоряжением Президента Республики Башкортостан (№ РП-109 от 08.05.2014; № РП-144 от 26.06.2014) утверждены предельные индексы, с которыми можно ознакомиться на официальном портале «Нормативные правовые акты Республики Башкортостан» (www.npa.bashkortostan.ru). Рост платы определяется при соблюдении принципа сопоставимости условий предоставления коммунальных услуг, то есть при оказании одинакового набора коммунальных услуг и равных объемов их потребления в сравниваемых периодах. Если при одном и том же наборе услуг и объеме их использования рост платы у гражданина превысит установленный для конкретного муниципального образования максимальный индекс изменения, то этот рост в Республике Башкортостан будет компенсирован путем предоставления адресной социальной выплаты*.

АСВ носит заявительный характер, в связи с чем по вопросам оформления и предоставления АСВ жителям необходимо обращаться в структурные подразделения Государственного казенного учреждения республиканского центра социальной поддержки населения или отделения МУП ЕРКЦ г. Уфы. Также заявление можно написать в отделениях Республиканского государственного автономного учреждения Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.

Для получения АСВ необходимо предоставить следующие документы:

- заявление на получение АСВ, а также согласие на обработку персональных данных;

- копию паспорта гражданина РФ (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);

- копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);

- копию договора об открытии счета либо счета банковской карты без ограничения суммы пополнения и срока действия вклада;

- последнюю квитанцию на оплату ЖКУ.

Заявление на получение адресной социальной выплаты можно написать в течение всего периода действия данного Постановления и получить ее за второе полугодие 2014 года.

Айгуль Сафонова

* Использованы материалы с сайта
https://www.bashkortostan.ru/presscenter/news/127274/