Схемы кибер-мошенничества, о которых вам следует знать

11В мире всегда существовали мошенники, которые умудрялись похищать средства и ценности в самых разнообразных масштабах. Постепенная информатизация мира привела к появлению нового вида злодеев – кибермошенников.

Бывают они следующих типов:
• прямое выманивание денег, когда мошенники звонят от имени родственника и просят деньги;
• шантаж, когда мошенники звонят от имени работника правоохранительных органов;
• банковское мошенничество, когда на мобильный телефон звонят мошенники, представляющиеся сотрудниками банка или службы безопасности;
• также мошенники могут применять звонки, чтобы вынудить установить мошенническое приложение или перейти по ссылке в СМС.

Чаще всего мошенники звонят клиентам банков с целью выманить персональные данные и конфиденциальные банковские сведения: фамилию, имя и отчество, паспортные данные, имена и фамилии родственников, кодовое слово клиента банка, данные платёжных карт, коды подтверждения банковских операций (например, содержимое SMS с кодом). Также часто мошенники звонят с целью стимулировать жертву совершить нужные им действия с платёжной картой или банковским счётом жертвы. При этом звонящий может подменить номер, который показывает аппарат жертвы (АОН), чтобы жертва восприняла входящий звонок, как будто он - с публичного телефонного номера банка.
Мошенники используют приемы, методы и технологии социальной инженерии. Звонящие разыгрывает перед жертвой «спектакль», искусно играя роль сотрудника банка, технического специалиста и т. п.
1. На первом этапе жертва отвечает на звонок, звонящий мошенник представляется либо сотрудником банка, либо работником некоей вымышленной надбанковской структуры, борющейся с финансовым мошенничеством, сообщает о только что совершённом платеже или о подозрительных действиях со счётом жертвы и выясняет, какие у жертвы есть банковские карты и счета, а также имеющиеся на них суммы.
2. В следующем акте «клюнувшая» на первый разговор жертва принимает второй звонок, где якобы «старший сотрудник» предлагает «решение» проблемы, чаще всего путём перечисления денег жертвы на предоставленный злоумышленником банковский (карточный) «временный счёт».

Признаки человека под контролем мошенников: постоянное общение по телефону при переводе средств, при внесении средств.
Сейчас в крупных торговых центрах, где стоят банкоматы, дежурят сотрудники полиции или стоят манекены фигуры полицейского с большим текстом о мошенничестве.
Пример 1.
Россиян предупредили о новой мошеннической схеме с видеозвонками в мессенджерах от лжеполицейских в форме
Дата: 19.01.2024. Автор: Артем П. Категории: Новости по информационной безопасности
Российских граждан предупредили о новой мошеннической схеме с видеозвонками в мессенджерах от лжеполицейских в форме. Об этом накануне сообщили некоторые региональные СМИ. Специалисты по информационной безопасности отмечают, что в последние несколько недель в различных регионах России фиксируется рост числа попыток мошенничеств, в ходе которых злоумышленники стараются демонстрировать свои актёрские способности, вводя в заблуждение потенциальных жертв. Правоохранительные органы ряда субъектов РФ уже получают заявления от граждан, потерявших деньги после общения с фальшивыми полицейскими в ходе видеозвонков через популярные мессенджеры. В одном из случаев пострадала пенсионерка из Якутска. Правоохранительные органы, занявшиеся расследованием, рассказали, что мошенники связались с пожилой женщиной, представившись сотрудниками местного банка. Звонок был совершён через Telegram. В начале разговора злоумышленники заявили, что все сбережения пенсионерки необходимо застраховать. Они убедили женщину прийти в офис банка и перевести все средства со своего вклада на свою же банковскую карту. На втором этапе мошеннической схемы, когда пенсионерка выполнила все начальные инструкции, преступники связались с ней через видеосвязь в мессенджере. Женщина увидела человека в форме, который сидел в кабинете. Он сообщил пенсионерке, что все деньги на её карте необходимо перевести на специальный счёт, открытый сегодня для неё в Банке России. Следуя инструкциям злоумышленников, женщина выполнила требуемые переводы, в результате чего потеряла 1,8 млн. рублей.
Представители правоохранительных органов подчеркнули, что сотрудники полиции, Следственного комитета, Генеральной прокуратуры и других государственных структур никогда не будут связываться с гражданами через видеозвонок в мессенджере. Кроме того, они никогда не потребуют переводить деньги или сообщать какие-либо конфиденциальные платёжные или личные данные.
Имеется практика звонков с группы телефонов, с одного из них приходит СМС сообщение от руководителя предприятия главному бухгалтеру о том, что ей сейчас перезвонят с ФСБ, необходимо оказать содействие. Потом звонят якобы с ФСБ и просят помочь провести операцию по задержанию преступника с перечислением средств со счета предприятия и т.д.
Пример 2.
Мошенники продолжают обманывать россиян с помощью сайтов с поддельными социальными выплатами
Дата: 19.01.2024. Автор: Артем П.
В связи с этим специалисты настоятельно рекомендуют российским гражданам не доверять сообщениям на сайтах, в социальных сетях и мессенджерах, в которых заявляется о том, что определённым категориям граждан полагаются некие социальные выплаты в соответствии с некими правительственными постановлениями. Всегда следует проверять такую информацию на официальных ресурсах.


Заражение вирусом-вымогателем
По всему миру активно распространяются вирусы-вымогатели, которые попадают на компьютер «жертвы» и зашифровывают все файлы, что ставит под угрозу всю хранившуюся информацию и парализует работу. Чтобы вернуть все ваши документы, вирус выдает сообщение с требованием перевести средства на криптовалютный кошелек, чтобы их невозможно было отследить. Только якобы после этого вы сможете возобновить доступ к файлам. К сожалению, в большинстве случаев вся информация так и остается зашифрованной даже после уплаты «выкупа».
Совет: регулярно обновляйте антивирус на всех своих устройствах.

Установка приложения на смартфон
Практически каждый современный человек пользуется смартфоном. Это еще одно поле деятельности для кибермошенников. Одним из вариантов хищения ваших личных данных является установка зловредных приложений под видом обычных программ.
Совет: никогда не загружайте приложения на телефон из других источников, кроме официальных магазинов приложений Google Play и App Store.

Кибермошенничество в соцсетях
Нужно быть максимально внимательным при участии в различных опросах. Очень часто мошенники проводят опросы под видом одного из популярных банков, предлагая в конце разыграть приз. Чтобы подтвердить получение выигрыша, грабители просят отправить определенную сумму на их счет для подтверждения, что вы якобы являетесь клиентом их банка. Никогда не отправляйте деньги третьим лицам под предлогом участия в розыгрыше призов. Банки никогда не требуют подобных действий.
Еще один способ выудить информацию у доверчивых пользователей - создание поддельных личных страничек с целью знакомства и получения личной информации, которая может послужить доступом к вашим реальным финансам.
Совет: в процессе общения злоумышленник постепенно переходит к более личным вопросам, поэтому будьте осторожны с онлайн-знакомствами и не раскрывайте своих персональных данных в сомнительных опросах в сети.

333